Выход
Вход/Login
 
E-mail
Пароль/Password
Забыли пароль?
Введите E-mail и жмите тут. Пароль будет выслан на указанный адрес
Войти (LogIn)

 

Если вы первый раз здесь, то зарегистрируйтесь

Регистрация/Sign Up
Полное имя (Ф И О)/Full name
E-mail
Повторите E-mail
Телефон/Phone
Зарегистрироваться,
на ваш E-mail будет выслан временный пароль

Нажимая кнопку Зарегистрироваться, вы соглашаетесь с Правилами сайта и Политикой Конфиденциальности http://vidar.ru/rules.asp

 

Медицинская литература. Новинки


 

 

 

 

 

 
вce журналы << Поиск по всем журналам: э << очистить поиск << Анналы хирургической гепатологии << 2024 год << №4 <<
стр.81
отметить
статью

Сравнение результатов освоения технологии лапароскопической резекции печени при самообучении и в процессе программы наставничества

Коваленко Д. Е., Ефанов М. Г.
Вы можете загрузить полный текст статьи в формате pdf
Коваленко Д. Е. - ГБУЗ “Московский клинический научный центр им. А.С. Логинова” Департамента здравоохранения города Москвы, d.kovalenko@mknc.ru,
Ефанов М. Г. - ГБУЗ “Московский клинический научный центр им. А.С. Логинова” Департамента здравоохранения города Москвы, m.efanov@mknc.ru,

Цель. Сравнение кривой обучения лапароскопической резекции печени по программе наставничества с кривой обучения хирурга экспертного уровня, осваивавшего операцию самостоятельно.Материал и методы. Ретроспективно изучены результаты лапароскопических резекций печени за 2015–2020 гг., выполненных хирургом экспертного уровня (хирург 1) и хирургом, обучавшимся по программе наставничества (хирург 2). Использован метод кумулятивных сумм для оценки изменений индекса сложности и периоперационных результатов при обучении хирургов. Сложность резекции оценивали по критериям IWATE.Результаты. Хирург 1 выполнил 174 операции, хирург 2 – 37. Длительность начального периода у хирургов 1 и 2 составила 20 и 16 резекций, периода расширения показаний – с 21-й по 40-ю и с 17-й по 37-ю резекцию. В начальном периоде у хирургов 1 и 2 не выявлено различий в сложности резекций (p = 0,131), интраоперационной кровопотере (p = 0,505) и частоте осложнений (p = 0,552). Время операции у хирурга 1 было достоверно больше, чем у хирурга 2 (p = 0,007). При сравнительном анализе 2-го периода обучения у хирурга 1 индекс сложности был достоверно больше (p = 0,008). Не выявлено отличий в частоте осложнений: 4 (20%) и 3 (15%) наблюдения (p = 0,507). У хирурга 2 в периоде расширения показаний отмечена достоверно меньшая кровопотеря (p = 0,033), меньшее среднее время оперативного вмешательства (p = 0,002).Заключение. Обучение лапароскопической резекции печени происходит быстрее в условиях наставничества. Отмечена тенденция к уменьшению времени операции и кровопотери при обучении по программе наставничества. Передача опыта от наставника допускает возможность отсутствия экспертного уровня в открытой резекционной хирургии печени, но не исключает необходимости владения навыками выполнения открытых резекций низкой и средней сложности.

Ключевые слова:
печень, лапароскопическая резекция, кривая обучения, IWATE, CUSUM, liver, laparoscopic resection, learning curve, IWATE, CUSUM

Литература:
1.Abu Hilal M., Aldrighetti L., Dagher I., Edwin B., Troisi R.I., Alikhanov R., Aroori S., Belli G., Besselink M., Briceno J., Gayet B., D'Hondt M., Lesurtel M., Menon K., Lodge P., Rotellar F., Santoyo J., Scatton O., Soubrane O., Sutcliffe R., Van Dam R., White S., Halls M.C., Cipriani F., Van der Poel M., Ciria R., Barkhatov L., Gomez-Luque Y., Ocana-Garcia S., Cook A., Buell J., Clavien P.A., Dervenis C., Fusai G., Geller D., Lang H., Primrose J., Taylor M., Van Gulik T., Wakabayashi G., Asbun H., Cherqui D. The Southampton Consensus Guidelines for laparoscopic liver surgery: from indication to implementation. Ann. Surg. 2018; 268 (1): 11–18. https://doi.org/10.1097/SLA.0000000000002524
2.Vigano L., Laurent A., Tayar C., Tomatis M., Ponti A., Cherqui D. The learning curve in laparoscopic liver resection. Ann. Surg. 2009; 250 (5): 772–782. https://doi.org/10.1097/SLA.0b013e3181bd93b2
3.Lin C.W., Tsai T.J., Cheng T.Y., Wei H.K., Hung C.F., Chen Y.Y., Chen C.M. The learning curve of laparoscopic liver resection after the Louisville statement 2008: will it be more effective and smooth? Surg. Endosc. 2016; 30 (7): 2895–2903. https://doi.org/10.1007/s00464-015-4575-1
4.Van der Poel M.J., Besselink M.G., Cipriani F., Armstrong T., Takhar A.S., van Dieren S., Primrose J.N., Pearce N.W., Abu Hilal M. Outcome and learning curve in 159 consecutive patients undergoing total laparoscopic hemihepatectomy. JAMA Surg. 2016; 151 (10): 923. https://doi.org/0.1001/jamasurg.2016.1655
5.Aghayan D.L., Kazaryan A.M., Dagenborg V.J., Rosok B.I., Fagerland M.W., Waaler Bjornelv G.M., Kristiansen R., Flatmark K., Fretland A.A., Edwin B. OSLO-COMET Survival Study Collaborators. Long-Term oncologic outcomes after laparoscopic versus open resection for colorectal liver metastases: a randomized trial. Ann. Intern. Med. 2021; 174 (2): 175–182. https://doi.org/10.7326/M20-4011
6.Halls M.C., Alseidi A., Berardi G., Cipriani F., Van der Poel M., Davila D., Ciria R., Besselink M., D'Hondt M., Dagher I., Alrdrighetti L., Troisi R.I., Abu Hilal M. A comparison of the learning curves of laparoscopic liver surgeons in differing stages of the IDEAL paradigm of surgical innovation. Ann. Surg. 2019; 269 (2): 221–228. https://doi.org/10.1097/SLA.0000000000002996
7.Ban D., Tanabe М., Ito Н., Otsuka Y., Nitta Н., Abe Y., Hasegawa Y., Katagiri Т., Takagi С., Itano О., Kaneko Н., Wakabayashi G. A novel difficulty scoring system for laparoscopic liver resection. J. Hepatobiliary Pancreat. Sci. 2014; 21 (10): 745–753. https://doi.org/10.1002/jhbp.166
8.Khan N., Abboudi H., Khan M.S., Dasgupta P., Ahmed K. Measuring the surgical 'learning curve': methods, variables and competency. BJU Int. 2014; 113 (3): 504–508. https://doi.org/10.1111/bju.12197
9.Bagante F., Spolverato G., Strasberg S.M., Gani F., Thompson V., Hall B.L., Bentrem D.J., Pitt H.A., Pawlik T.M. Open hepatectomy: a comparative analysis of the National Surgical Quality Improvement Program Database. J. Gastrointest. Surg. 2016; 20 (9): 1608–1617. https://doi.org/10.1007/s11605-016-3202-3
10.Nomi T., Fuks D., Kawaguchi Y., Mal F., Nakajima Y., Gayet B. Learning curve for laparoscopic major hepatectomy. Br. J. Surg. 2015; 102 (7): 796–804. https://doi.org/10.1002/bjs.9798
11.Van der Poel M.J., Besselink M.G., Cipriani F., Armstrong T., Takhar A.S., van Dieren S., Primrose J.N., Pearce N.W., Abu Hilal M. Outcome and learning curve in 159 consecutive patients undergoing total laparoscopic hemihepatectomy. JAMA Surg. 2016; 151 (10): 923. https://doi.org/0.1001/jamasurg.2016.1655

Comparison of the results of mastering laparoscopic liver resection technology through self-learning and a mentoring program

Kovalenko D. E., Efanov M. G.

Aim. To compare the learning curve of laparoscopic liver resection under a mentoring program with that of an expert-level surgeon who mastered the procedure independently.Materials and methods. A retrospective analysis was conducted on the outcomes of laparoscopic liver resections performed from 2015 to 2020 by an expert-level surgeon (referred to as Surgeon 1) and a surgeon trained under a mentoring program (Surgeon 2). The CUSUM method was employed to assess changes in the difficulty score and perioperative outcomes during the surgeon training. The resection difficulty was evaluated using IWATE criteria.Results. Surgeon 1 performed 174 operations, while Surgeon 2 performed 37 operations. The initial learning period consisted of 20 resections for Surgeon 1 and 16 for Surgeon 2, while the period of expansion of indications included resections 21 to 40 for Surgeon 1 and 17 to 37 for Surgeon 2. The two surgeons revealed no significant differences in the resection difficulty scores (p = 0.131), the intraoperative blood loss (p = 0.505), and the incidence of postoperative complications (p = 0.552) during the initial period. However, the operative time for Surgeon 1 was significantly longer than that for Surgeon 2 (p = 0.007). In the comparative analysis of the second period of learning, Surgeon 1 had a significantly higher difficulty score (p = 0.008). No differences were observed in the incidence of postoperative complications: 4 cases (20%) for Surgeon 1 and 3 cases (15%) for Surgeon 2 (p = 0.507). During the period of expansion of indications, Surgeon 2 demonstrated significantly less blood loss (p = 0.033) and a shorter average operative time (p = 0.002).Conclusion. Learning laparoscopic liver resection occurs faster under mentoring. Learning under a mentoring program reveals a tendency towards reduced operative time and blood loss. The transfer of experience from a mentor allows for the possibility of lacking expert-level proficiency in open liver resection surgery but implies the necessity for skills in performing open resections of low and moderate complexity.

Keywords:
печень, лапароскопическая резекция, кривая обучения, IWATE, CUSUM, liver, laparoscopic resection, learning curve, IWATE, CUSUM

Новости   Магазин   Журналы   Контакты   Правила   Доставка   О компании  
ООО Издательский дом ВИДАР-М, 2025