Новости | Магазин | Журналы | Контакты | Правила | Доставка | |
Вход Регистрация |
Актуальность. В последние годы все чаще возникает вопрос о качестве и формате постдипломного образования врачей. Разработка профессиональных стандартов и переход на систему непрерывного профессионального образования позволили профессиональным сообществам поднять вопросы качества современного образования, однако четкие доказательства зависимости уровня образования и качества оказываемой медицинской помощи в доступной литературе не представлены. Мы провели исследование зависимости продолжительности постдипломного образования врачей и качества их работы. Материал и методы. Проанализированы данные по образованию и фактической работе 85 врачей-рентгенологов амбулаторно-поликлинических медицинских организаций Департамента здравоохранения г. Москвы. По результатам аудита рентгенологических исследований (КТ, МРТ, маммография), проведенного в системе “Единый радиологический информационный сервис” специалистами ГБУЗ “НПЦМР ДЗМ”, сформирована итоговая оценка работы каждого врача-рентгенолога, которая отражает наличие или отсутствие диагностических расхождений. Результаты. Сравнили показатели диагностических ошибок в зависимости от возраста врачей, общего врачебного стажа и стажа работы врачом-рентгенологом, продолжительности постдипломного образования по клинической специальности и по специальности “рентгенология”. В результате проведенного анализа было выявлено, что рост доли диагностических расхождений напрямую связан с увеличением возраста врача и не зависит как от общего врачебного стажа, так и от времени работы по специальности. Различия между группами врачей, имеющих наибольший 4,10% (профессиональная переподготовка после клинической ординатуры) и наименьший 1,84% (клиническое образование + рентгенология) процент клинически значимых расхождений, являются статистически значимыми (p = 0,05 при нормативном значении критерия Стьюдента 2,16). Заключение. Обратная зависимость между продолжительностью обучения врача-рентгенолога по специальности и долей диагностических ошибок может служить значимым обоснованием для внесения предложений по исключению профессиональной переподготовки в течение 576 ч для допуска к профессиональной деятельности врачей-рентгенологов.
Ключевые слова:
образование в медицине, постдипломное образование, врач-рентгенолог, профессиональная переподготовка, качество работы врачей, education in medicine, postgraduate trainin g, radiologist, retraining, performance quality of doctors
Литература:
1.Тягунов Д.В., Самойличенко А.Н. Характеристика дефектов оказания медицинской помощи по материалам комиссионных судебно-медицинских экспертиз. Медицинское право. 2008; 4: 26-29.
2.Ветшева Н.Н., Трофименко И.А., Морозов С.П., Низовцова Л.А., Ким С.Ю., Фисенко Е.П. Повышение качества медицинской помощи за счет усовершенствования системы непрерывного медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017; 2-3 (28-29): 60-68.
3.Большакова Т.В. Специфика врачебной деятельности. [Интернет]. URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1595 (Дата обращения 23.06.2016).
4.Лаврентьева Н.Н., Миронов И.Л., Ратников Л.И., Шип С.А. Студенческая наука как ключевой фактор процесса модернизации современного российского медицинского образования. Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2013; 3: 129-132.
5.Абрамов А.А. Результаты анкетирования врачей-стоматологов, обучающихся в интернатуре Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Проблемы стоматологии. 2007; 3: 48-49.
6.Михайлов М.К. Роль и место лучевой диагностики в современных условиях. Практическая медицина. 2010; 2 (41): 15-19.
7.Берхов Е.И., Витько Н.К., Коробов М.В., Овчинников В.Ю. Роль компьютерной томографии в алгоритме диагностики обтурационной кишечной непроходимости опухолевого генеза. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2010; 2: 77-79.
8.Худяшев С.А. Методы лучевой диагностики в определении тактики хирургического лечения онкоурологических больных: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Институт повышения квалификации федерального медико-биологического агентства. М., 2010.
9.Кармазановский Г.Г., Ледовский А.В., Савченко С.Н., Маклакова Е.В., Гусева Е.Б. Критерии оценки эффективности томографических исследований, показания к дистанционному консультированию. Медицинская визуализация. 2016; 2: 138-142.
10.Corrias G., Monti S., Horvat N., Tang L., Basturk O., Saba L., Mannelli L. Imaging features of malignant abdominal neuroendocrine tumors with rare presentation. Clin. Imaging. 2018; 51: 59-64.
11.Захаров И.С., Колпинский Г.И., Ушакова Г.А., Каган Е.С. Оценка роли количественной томографии в прогнозировании остеопоротических переломов позвонков. Политравма. 2015; 4: 28-32.
12.Krabbe S., Ostergaard M., Eshed I., Sorensen I.J., Jensen B., Moller J.M., Balding L., Madsen O.R., Asmussen K., Eng G., Jorgensen N.R., Pedersen S.J.Whole-body. Magnetic Resonance Imaging in Axial Spondyloarthritis: Reduction of Sacroiliac, Spinal, and Entheseal Inflammation in a Placebo-controlled Trial of Adalimuma. J. Rheumatol. 2018, 45 (5): 621-629.
13.Низовцова Л.А., Тюрин И.Е., Синицын В.Е., Морозов С.П. Профессиональный стандарт и нерешенные вопросы профессионального образования врача-рентгенолога. Вестник рентгенологии и радиологии. 2016; 97 (5): 314-318.
14.Приказ Минздравсоцразвития России от 5.12.2011 г. №1476н “Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)”.
15.Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 г. №1258 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры”.
16.Халафян А.А. Современные статистические методы медицинских исследований. М.: Ленанд, 2014.
17.Попович В.К., Шикина И.Б., Турчиев А.Г., Бакланова Т.Н. Роль медицинских кадров при реализации политики в области качества медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья населения. 2011; 17 (1): 15.
18.Хлапов А.Л., Камаев И.А., Поздеева Т.В., Иванов М.А. Анализ структуры и квалификации медицинских кадров в России и за рубежом. Общественное здоровье и здравоохранение. 2013; 1: 37-40.
19.Варшавский Ю.В., Китаев В.В., Ершов В.В. Проблемы правового обеспечения профессиональной деятельности специалистов лучевой диагностики. Медицинский алфавит. 2010; 1 (6): 14-16.
20.Абакаров С.И., Вагнер В.Д., Сорокин Д.В., Абакарова Д.С., Арутюнов Д.С. Балльно-накопительная система сертификации как фактор совершенствования непрерывного профессионального образования врачей-стоматологов диагностики. Институт стоматологии. 2011; 4: 14-15.
21.Шехтман А.Г. Современные требования к подготовке врачей-рентгенологов. Cовременные тенденции развития науки и технологий. 2015; 1-3: 95-97.
22.Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика. М.: БИНОМ, 2013. 493 с.
23.Вольхин С.Н., Галкина Т.Э. Нормативно-правовые и социально-педагогические основы функционирования системы дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. Социальная политика и социология. 2013; 3-2 (95): 34-47.
24.Сибурина Т.А. Мобилизация творческого потенциала вра чебных кадров - стратегическое направление кадровой политики в здравоохранении. Электронный научный журнал “Социальные аспекты здоровья населения”. 2016; 4: 1-16. DOI: 10.21045/2071-5021-2016-50-4-10.
25.Стрыгин А.В. Основные направления совершенствования организации работы службы лучевой диагностики в субъекте Российской Федерации. Хирургия позвоночника. 2009; 3: 84-92.
26.Александровский А.А., Лещанкина Н.Ю., Столярова В.В., Селезнева Н.М., Гераськин А.Е. Еще раз о непрерывном медицинском образовании и врачебных ошибках. Московская медицина. 2016; s1 (12): 71-72.
Background. Question about the quality and format of postgraduate education of doctors raises increasingly in recent years. Development of professional standards and transition to a system of continuing professional education have allowed professional communities to raise issues of the quality of modern education but there is no clear evidence of the dependence of the level of education and the quality of medical care in the accessible literature. Experts of Research and Practical Center of Medical Radiology carried out the identification of dependence of post-graduate education length for radiologists and the quality of their work that can serve as a rationale for amending the system of doctors training. Patients and methods. The data on education and actual work of 85 radiologists of out-patient and in-patient units of medical organizations of the Moscow Healthcare Department have been analyzed. According to the results of the audit of diagnostic studies, carried out in the “Unified Radiological Information Service” system by the specialists of the Research and Practical Center of Medical Radiology, the final assessment of the work of each radiologist was formed, which reflects the presence or absence of diagnostic discrepancies. Results. Parameters of diagnostic errors depending on the age of doctors, the general length of service and the length of service as radiologist, the duration of postgraduate education in the clinical specialty and the specialty “radiology” have been compared.As a result of the analysis, it was found that the increase in the proportion of diagnostic differences is directly related to the increase in the age of the doctor and does not depend on either the length of service or the time of work in the specialty. Differences between the groups of physicians with the largest (professional retraining after clinical residency) and the smallest (clinical education + radiology) percentage of clinically significant discrepancies are statistically significant (p = 0.05, at the normative value of the Student''s test score of 2.16). Conclusion. The inverse relationship between the duration of training of the radiologist in the specialty and the proportion of diagnostic errors, which can serve as a significant justification for making proposals for the exclusion of professional retraining within 576 hours for admission to professional activities of radiologists.
Keywords:
образование в медицине, постдипломное образование, врач-рентгенолог, профессиональная переподготовка, качество работы врачей, education in medicine, postgraduate trainin g, radiologist, retraining, performance quality of doctors